Три в oднoм: тaк будeт выглядeть вoздушнaя систeмa зaпускa…
Из-зa тoгo, чтo дoстигнутa вышe скoрoсть дo 17 000 км/ч (нaпoмним, чтo oбычный сaмoлeт лeтит сo скoрoстью дo 800 км/ч)? Блaгoдaря заброски летательного аппарата — планера в разреженные слои атмосферы, ближний космос, где меньше сила трения.
В космопланере, который больше напоминает летающую тарелку, помещается до пяти человек — один пилот и три-четыре пассажира. Короткий, но время от столицы до Владивостока, затратят не более, чем на автомобиле от Москвы до Мытищ. Разработчики надеются, что на первых порах авиационный тариф окажется полезным для членов правительства, крупных бизнесменов, у которых очень сжатый график, и расстояния, которые необходимо преодолеть как можно быстрее, они огромные.
…после отделения от самолета-носителя…
О деталях разрабатываемой системы нам сказал ведущий специалист проекта из КБ Ильюшина Сергей БЫКОВСКИЙ:
— Наша система, общая масса, которая составляет всего 48 тонн, может начать с обычного аэропорта. Она состоит из самолета-носителя (им может быть существующий транспортник Ил-76ТД или новая модификация Ил-76МД-90А), легкий одноступенчатой ракеты, а на самом деле самого планера. Выглядит это не совсем обычно: блок ракеты с прикрепленным к нему плоскости устройства внутри самолета. На высоте 10 600 м Il сбрасывает «товар», после чего ракета-носитель с планером на борту продолжает расти выше, до 79 км от Земли. Ну а после — опять в отделение, и уже сам планер по инерции достигает максимальной высоты 97 км-так называемый ближний космос, где воздух разрежен настолько, что в нем может разгоняться до больших, гиперзвуковых скоростей.
По словам Быковского, начальная скорость гиперзвукового планера 4,8 км/с (или 17 280 км/ч, или на 16 чисел Маха). Для сравнения, американский гиперзвуковой беспилотный аппарат X-43 на прямоточном двигатель способен развивать максимальную скорость до 3,2 км/с (11 520 км/ч, или 11 чисел Маха).
— У нашего многократно планера, с виду напоминающего прямо летающая тарелка, двигатели для маневров в воздухе, нет — она летит по инерции, и спускается на двигатели, который специально разработан для посадки.
…в свободном полете.
Но вот вопрос: как обычный человек может выдерживать перегрузки на гиперзвуковых скоростях?
— Перегрузки до 5 g и если будет, то очень кратковременный, на 30-40 секунд, во время первых погружений в плотные слои атмосферы, — говорит Сергей. — Траектория полета будет волнообразной, напоминая полета плоского камешка, заброшенного в воду. Далее перегрузки не должно превышать 3 г — в два раза больше, чем в обычном самолете при взлете. Но на подлете к месту назначения летающие машины обеспечивает автоматическое посадочные двигатели, и плавно приземляется на любой гражданский или военный аэропорт.
Кстати, разработчики отмечают, что это еще одно полезное качество своего планера: из-за его отличной аэродинамики, в случае какого-либо воздушного нападения может эффективно уклоняться от средств поражения противника, как корабли Федерации в «Звездных войнах».
Пока разработки на рассмотрение руководства КБ, но сами разработчики системы уверены, что за этим транспортом будущее.