Нo тo, чтo прoизoшлo в Рoжaвe, гдe Сирийскaя рeвoлюция дaлa вoзмoжнoсть курдским рaдикaлaм oсущeствить тaкиe экспeримeнты в бoльшoй мeрe, и нa сoпрeдeльныx тeрритoрияx, дaёт вoзмoжнoсть прeдпoлoжить, чтo всё этo — сoвсeм нe пoкaзуxa. Мeжду тeм турeцкaя aрмия стоит на границе, предотвращая переброску подкрепления и боеприпасов ополченцам, самолёты США лишь шумят над головами и осуществляют случайные, символические удары — видимо, просто чтобы можно было сказать, что они не бездействовали во время того, как защитники одного из самых главных демократических экспериментов в мире находились под сокрушающим огнём. переводчика), как она существует сегодня, является одним из немногих светлых пятен, образовавшихся после трагедии Сирийской революции. переводчика) бежали с поля боя. Вытеснив ставленников режима Асада в 2011 году и несмотря на враждебность практически всех своих соседей, Рожава не только сохраняет свою независимость, но и является замечательным демократическим экспериментом. Готов ли мир — и самое главное, интернациональное левое движение — продолжать оставаться безучастным и дать истории повториться вновь? На Ближнем Востоке, по крайней мере, эти усилия были замечены: особенно после того как силы РПК и Рожавы перешли с боем на территорию Ирака с целью спасения тысяч беженцев-езидов, попавших в ловушку на горе Синджар, после того как местные пешмерга («глядящие в лицо смерти» — курдские военизированные формирования в Ираке — прим. Главным органом принятия решений здесь стали народные ассамблеи, советы же избираются при тщательном соблюдении этнического баланса (в каждом муниципалитете на трёх главных должностях должен быть один курд, один араб и один ассирийский или армянский христианин, хотя бы одну должность из трёх должна занимать женщина), существуют также женские и молодежные советы: замечательным эхом испанских Мухерес Либрес (Свободных женщин) является феминистская милиция YJA Star (Союз Свободных Женщин; звезда (star) здесь отсылает к древней месопотамской богине Иштар), силой которой было проведено множество боевых операций против сил Исламского Государства. В 1937 году мой отец отправился добровольцем в интербригады Испанской республики. Но некоторые сходства настолько поразительны и так огорчают, что я как человек, выросший в семье, взгляд на мир которой во многом определялся испанской революцией, чувствую определённую необходимость сказать: мы не можем позволить этим событиям закончиться точно так же снова. Некоторые ставят под сомнение масштабность всего этого на самом деле. Очевидно, что авторитарные элементы остаются. НАТО, США и ЕС официально классифицируют их как террористическую организацию. В результате последовали годы гражданской войны, закончившейся подавлением революции и одной из самых кровавых расправ кровавого века. Вместо этого мировые державы декларировали "политику невмешательства" и придерживались строгой блокады республики даже когда Гитлер и Муссолини, мнимо подписавшие те же декларации, направили свои войска, оружие и средства для поддержания фашистской стороны. Между тем левые часто списывали их со счетов как сталинистов. Если провести параллель с набожными убийцами фалангистами Франко, то кто это, как не ИГИЛ? Как может нечто подобное происходить и быть почти полностью игнорируемым мировым сообществом и в особенности международным левым движением? Таким образом, курды предложили модель борьбы, которая может стать основой для всемирного движения к подлинной демократии, кооперативной экономике и постепенному растворению бюрократических национальных государств. Вместо этого, чему отчасти способствовало видение основоположника социальной экологии анархиста Мюррея Букчина, РПК теперь черпает свои идеи из так называемого "либертарного муниципализма", призывая курдов создавать свободные самоуправляемые общины, основанные на принципах прямой демократии, невзирая на границы национальных государств, которые, как надеемся все мы, со временем потеряют всякий смысл. На самом деле РПК лишь отдаленно напоминает ту вертикально организованную ленинстскую партию из прошлого. Если провести параллель с испанскими Мухерес Либрес, то кто это, как не храбрые женщины, защищающие баррикады Кобане? Испанские революционеры надеялись создать образ свободного общества, за которым мог бы последовать весь остальной мир. Результаты удовлетворяют любым определениям социальной революции. Эти действия приобрели широкую огласку в регионе, но удивительным образом не получили никакого отклика в европейской и североамериканской прессе. Существует множество различий между тем, что произошло в Испании в 1936 году, и тем, что происходит в Сирийском Курдистане сегодня.
Почему мир игнорирует курдских революционеров в Сирии? — Дэвид Грэбер (архив)
13 марта, 2016 adminGWP