SpaceX стaлa нa eщe oдин шaг ближe к сoздaнию кoсмичeскoгo кoрaбля слeдующeгo пoкoлeния для кoлoнизaции Луны и Мaрсa — в нoчь нa 10 дeкaбря кoмпaния Илoнa Мaскa прoвeлa пeрвыe пoлнoцeнныe (aтмoсфeрныe) лeтныe испытaния пoлнoрaзмeрнoгo (50 мeтрoвoгo) прoтoтипa кoрaбля Starship с индeксoм SN8 (вoсьмoй сeрийный испытaтeльный aппaрaт), кoтoрыe глaвa SpaceX признaл успeшными, xoтя aппaрaт и рaзбился при пoсaдкe. Испытaния трaнслирoвaлись в прямoм эфирe на YouTube-канале SpaceX и еще нескольких любительских каналах.
Starship и Super Heavy — это перспективные сверхтяжелая ракета и корабль, разрабатываемые SpaceX для замены текущего семейства ракет Falcon и кораблей Dragon. Вторая ступень одновременно выступает в качестве пилотируемого или грузового космического корабля. Ракета проектируется как полностью многоразовая, обе ее ступени смогут совершать мягкую посадку после полета в космос. Ракета будет способна доставлять на низкую околоземную орбиту груз массой до 150 тонн в полностью многоразовой конфигурации с возвратом обеих ступеней (Super Heavy и Starship) на Землю, а также возможность стыковки и дозаправки на орбите.
Испытания SN8 проходили на территории строящегося космодрома SpaceX в деревне Бока-Чика недалеко от города Браунсвилл в южной части Техаса, где ведутся все основные работы по проекту.
Оснащенный тремя метан-кислородными двигателями Raptor (SN30, SN36 и SN42) прототип SN8 без проблем, насколько можно судить по видеостриму, вышел на запланированную высоту 12,5 км, отключил двигатели (они выключались поочередно и последним отключился SN42, все так и планировалось) и начал управляемый спуск в горизонтальном положении. С помощью аэродинамических рулей аппарат принял вертикальное положение для посадки, успешно завершив манёвр «belly flop» (прыжок с переподвыподвертом?) — именно он и был главной целью этих испытаний.
Starship landing flip maneuver pic.twitter.com/QuD9HwZ9CX
— SpaceX (@SpaceX) December 10, 2020
Манёвр «belly flop»
Увы, на заключительном этапе Starship SN8 подвело то, что давление в баках оказалось недостаточным для нормальной работы двигателей, из-за чего главный двигатель (SN42) не смог включиться. Как следствие, прототип не успел замедлиться достаточно сильно для мягкой посадки и при ударе на большой скорости корпус смялся снизу вверх, после чего раздался взрыв. При этом сами двигатели, как подчеркнул Маск, отработали штатно. Во время испытаний на площадке никого не было, так что никто не пострадал, кроме самого прототипа и площадки.
Важно отметить, что система подачи топлива отработала штатно и успешно переключилась на размещенные в носу корабля баки, которые и стали самым слабым звеном. Но в любом случае, испытания SN8 признаны успешными. Более того, они прошли даже лучше, чем ожидала команда SpaceX — ранее Маск говорил, что оценивает шансы на успех как один к трем.
Fuel header tank pressure was low during landing burn, causing touchdown velocity to be high & RUD, but we got all the data we needed! Congrats SpaceX team hell yeah!!
— Elon Musk (@elonmusk) December 9, 2020
У SpaceX уже готов улучшенный прототип SN9, а на подходе еще более совершенный SN10. В будущем прототипе SN15, как недавно рассказал Илон Маск, планируется несколько крупных обновлений. Впереди — испытания SN9, которому, будем надеяться, в итоге удастся выполнить успешную посадку. Кроме того, в ближайшее время должно пройти крупная презентация по Starship, где нам расскажут об обновлениях по проекту.
Ранее SpaceX оценивала проект Starship в $5 млрд, а до запуска Crew Dragon Илон Маск говорил, что компания направляет на развитие проекта всего лишь 5% своих ресурсов. Буквально на днях глава SpaceX поделился своей оценкой, в которой выразил уверенность, что человек высадится на Марс в ближайшие шесть лет, тогда как грузовые корабли Starship без экипажа, по плану, полетят на Марс уже в 2022 году.
Mars, here we come!!
— Elon Musk (@elonmusk) December 9, 2020
В будущем Starship планирует использовать не только для исследования других планет, но и для других целей. С его помощью компания SpaceX сможет за один запуск выводить на орбиту около 400 спутников Starlink, которые в будущем, как планируется, обеспечат интернет не только на Земле, но и на Марсе. Кроме того, SpaceX планирует использовать корабли Starship для очищения орбиты от мусора.
Полная запись трансляции испытаний Starship SN8
- Первоначально концепция ракетной системы BFR (Big Falcon Rocket) и BFS (Big Falcon Ship), которая тогда проходила под названием ITS (Interplanetary Transport System), была представлена Илоном Маском на Международном конгрессе астронавтики еще в сентябре 2016 года. В ноябре 2018 года Маск сообщил о переименовании ракеты-носителя BFR в Super Heavy, а корабля BFS — в Starship. Именно с его помощью SpaceX планирует отправить к Луне японского миллиардера примерно в 2023 году.
- По плану, в 2022 году первые корабли Starship без экипажа должны полететь на Марс с разного рода оборудованием в рамках подготовки к колонизации, в 2023 — с помощью Starship планируется отправить к Луне (облет без высадки) туристическую делегацию во главе с японским миллиардером, после чего в 2024-2026 годах на Starship к Марсу отправятся первые колонизаторы.
- В 2019 году Маск заявил, что в будущем билеты на Starship (в пассажирском отсеке с комфортом смогут разместиться и путешествовать до 100 человек) будут продаваться по цене ниже $500 тыс. (в обе стороны), добавив, что в дальнейшем цена может снизиться до $100 тыс. Он также говорил, что с 70-процентной вероятностью окажется в числе тех, кто переедет жить на Марс. Также он говорил, что стоимость запуска Starship не превысит $2 млн, а создание самодостаточной колонии на Марсе потребует 20 лет и тысячу кораблей.
- SpaceX уже выбрала место для строительства завода и инженерно-конструкторского центра в порту Лос-Анджелеса, где будут разрабатываться и собираться межпланетные корабли Starship. Кроме того, в планах SpaceX создание плавучих космодромов — для запуска ракет на Марс и Луну и гиперзвуковых пассажирских перевозок на Земле.