Зaпущeнный вчeрa в пeрвый пoлeт кoсмичeский кoрaбль нoвoгo пoкoлeния Crew Dragon aмeрикaнскoй кoмпaнии SpaceX, сoздaнный пo прoгрaммe NASA Commercial Crew Development для дoстaвки и вoзврaтa экипaжeй aстрoнaвтoв нa Мeждунaрoдную кoсмичeскую стaнцию (МКС), буквaльнo тoлькo чтo успeшнo пристыкoвaлся к МКС (кoрaбль зaxвaчeн, вeсь прoцeсс стыкoвки зaймeт пaру чaсoв). Трaнсляция кульминaциoннoгo мoмeнтa миссии Demo-1 — сближения с последующей состыковкой — велась на YouTube-канале NASA.
Для маневрирования в космосе Crew Dragon оснащен 16 двигателями Draco, который работают на смеси монометилгидразина и тетраоксида диазота. Собственно, именно с их помощью корабль и корректировал траекторию полета по мере приближения к МКС.
The @SpaceX Crew Dragon is attached to the @Space_Station! It's a first for a commercially built & operated spacecraft designed for crew! #LaunchAmerica pic.twitter.com/ddck58TVnP
— NASA Commercial Crew (@Commercial_Crew) March 3, 2019
Важным отличием Crew Dragon от грузовой версии Dragon и кораблей других компаний, стыкующихся к американскому сегменту МКС, таких как Cygnus и HTV, заключается в том, что все этапы его стыковки со станцией полностью автоматизированны. Этот полет, как известно, проводился без людей, на борту лишь манекен по имени Рипли, названный в честь героини фильма «Чужой», а также 180 кг груза для экипажа станции. Главной целью беспилотной миссии Demo-1 являлась проверка всех систем в рамках утвержденной NASA программы сертификации Crew Dragon. Напомним, последняя состоит из четырех летных испытаний: двух тестов системы спасения экипажа (со стартового стола и в полете), а также двух полетов к МКС — без экипажа и пилотируемого. Таким образом, Crew Dragon уже успешно прошел испытания системы спасения экипажа с имитацией аварии на старте, а также успешно совершил первый полет без экипажа. Пилотируемый полет Crew Dragon назначен на июль 2019 года.
Отметим, что Crew Dragon способен провести в пристыкованном к МКС состоянии более 200 дней. Что же касается конкретно этой тестовой миссии, Crew Dragon пробудет на орбите почти неделю, а затем вернется на Землю, доставив со станции какой-то груз (результаты исследований и еще что-то). Миссия DM-1 завершится приводнением Crew Dragon в Атлантическом океане в 390 километрах к востоку от мыса Канаверал 8 марта.
Что интересно, текущий контракт с NASA требует, чтобы SpaceX каждый раз использовала новый Crew Dragon. При этом контракт NASA с Boeing позволяет использовать один и тот же корабль Starliner повторно. Возможно, в будущем NASA разрешит SpaceX использовать Crew Dragon повторно, как было с грузовой версией Dragon.
Напомним, Crew Dragon был официально представлен в 2014 году, а в 2017 году SpaceX продемонстрировала внутреннего убранство челнока. В нем есть четыре окна, через которые экипаж может наблюдать за Землей, Луной и другими объектами Солнечной системы, не вставая со своих мест. Сидения изготовлены из высококачественного карбона и обшиты алькантарой. Корабль оснащен продвинутой системой катапультирования капсулы с экипажем при аварии. При катапультировании астронавты испытывают перегрузки, аналогичные тем, что возникают на аттракционах в Диснейленде.
Если вы забыли, то вот видео, демонстрирующее интерьер корабля Crew Dragon:
А этот ролик показывает, как будет выглядеть пилотируемый полет с экипажем на корабле SpaceX:
- Crew Dragon — один из двух пилотируемых кораблей, созданных в рамках запущенной в 2010 году программы NASA по стимулированию разработки космических кораблей частными компаниями Commercial Crew Program. Изначально заявки на участие подали 36 компаний-претендентов, но на сегодняшний день остались только Boeing с кораблем CTS-100 Starliner и SpaceX с кораблем Crew Dragon, а последним выбывшим участником оказалась компания Sierra Nevada Corporation с многоразовым космопланом Dream Chaser.
- В настоящий момент единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию являются российские корабли «Союз».
- Разрабатывающийся с 2013 года корабль Crew Dragon задуман, как полностью автономный корабль, но им могут управлять как астронавты на борту, так и сотрудники SpaceX с Земли. Он сможет принять на борт до семи членов экипажа (или четыре человека и груз) и должен снизить стоимость запуска с нынешних $80 млн, которые NASA платит Роскосмосу, до $20 млн за место (с возможностью дальнейшего удешевления за счет повторного использования Crew Dragon).
- Второй корабль, разработанный по программе Commercial Crew Development, американский Boeing CST-100 Starliner так же скоро отправится в первый полет. Первая беспилотная миссия к МКС назначена на апрель 2019 года, а пилотируемый полет предварительно запланирован на август 2019 года.