Гoсудaрствeннaя aвиaциoннaя службa Укрaины устaнoвилa нoвыe oгрaничeния нa пoлeты дистaнциoннo пилoтируeмыx вoздушныx судoв (дрoнoв). Дo этoгo прaвoвoe рeгулирoвaниe пo испoльзoвaнию бeспилoтникoв в зaкoнoдaтeльствe Укрaины прaктичeски oтсутствoвaлo. Тeпeрь жe в силу вступил «Врeмeнный пoрядoк испoльзoвaния вoздушнoгo прoстрaнствa Укрaины», утвeрждeнный Гoсудaрствeннoй aвиaциoннoй службoй Укрaины (ГАСУ), сообщает Liga.net.
До 1 июня 2018 года единственное упоминание о них содержалась в пункте 4 части восьмой статьи 39 Воздушного кодекса Украины. Там было указано, что «не подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины беспилотные воздушные суда, максимальный взлетный вес которых не превышает 20 килограммов и используемых для развлечений и спортивной деятельности».
Отныне, все без исключения полеты дронов массой более 2 кг подпадают под определенные запреты / ограничения использования воздушного пространства. Например, если вы запускаете дрон массой более 2 кг, то с точки зрения ГАСУ это почти то же самое, что вы взлетаете на Боинге-747 — вы должны соблюсти требования по представлению заявок на использование воздушного пространства и при необходимости получить разрешение от Воздушных сил ВС Украины, органов Госпогранслужбы Украины, органов объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины, органов обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением и т.д.
В то же время дроны массой до 2 кг могут использоваться при условии соблюдения ряда ограничений, в частности:
- полеты выполняются только днем;
- полеты выполняются за пределами установленных запретов и ограничений использования воздушного пространства (это почти полностью территория города), то есть журналистам фактически можно забыть о съемках митингов или акций с помощью дронов.
При этом полеты не должны выполняться над:
- дорогами государственного значения, включая международные, национальные, региональные, территориальные (разрешено их пересечение);
- по центральным улицам городов, поселков городского типа и сел (разрешено их пересечение);
- железными дорогами государственного и регионального значения (разрешено их пересечение);
- над и вдоль линий электропередачи, продуктопроводов, кроме случаев выполнения полетов по согласованию с владельцем объекта разрешено их пересечение);
- промышленными зонами, электростанциями, железнодорожными станциями, морскими портами, хранилищами топлива, нефти, газа, других опасных веществ и жидкостей и т.д., кроме случаев выполнения полетов по согласованию с владельцем объекта;
- местами (районами) аварий и катастроф (кроме задействованных в ликвидации их последствий и поисково-спасательных работах);
- учреждениями исполнения наказаний и следственными изоляторами, кроме случаев выполнения полетов в интересах администраций указанных учреждений и изоляторов;
другими важными государственными и потенциально опасными объектами, кроме случаев выполнения полетов по разрешению полномочных органов; - объектами, которые определены МО Украины, МВД, Госпогранслужбы, СБУ, Нацполицией, Нацгвардией, Управлением госохраны, другими военными формированиями и правоохранительными структурами;
- зонами полицейских / антитеррористических / специальных операций (кроме задействованных в этих операциях);
- зонами, определенными для обеспечения безопасности лиц, относительно которых осуществляется государственная охрана
Полеты должны выполняться:
- в пределах прямой видимости, но не далее 500 м от внешнего пилота;
- максимальная высота полета — не выше 50 м над уровнем земной (водной) поверхности и только при визуальной видимости дистанционно управляемого дрона внешним пилотом;
- не ближе 30 м от другого лица, не связанного с выполнением этих полетов;
- не ближе 50 м от групп людей до 12 человек, которые находятся за пределами помещений, животных, транспортных средств, кораблей, лодок, объектов частной собственности;
- не ближе 150 м от групп людей количеством более 12 человек, которые находятся за пределами помещений, и от районов застройки многоэтажными жилыми домами, а также над указанными группами и районами.
Кроме того, в указанных случаях использования даже легких беспилотников массой до 2 кг, все равно нужно соблюсти все указанные выше процедуры получения разрешения по использованию воздушного пространства.
Нарушение правил воздушных полетов и порядка использования воздушного пространства приводит к наложению штрафа от 1020 до 8500 гривен. Если в результате использования дрона возникла опасность для полетов, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 282 Уголовного кодекса Украины «Нарушение правил использования воздушного пространства».
Статья 282. Нарушение правил использования воздушного пространства
«Нарушение правил пуска ракет, проведения всех видов стрельбы, взрывных работ или совершение других действий в воздушном пространстве, если это создало угрозу безопасности воздушных полетов, — наказываются штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет.
Те же деяния, если они причинили потерпевшему средней тяжести или тяжкие телесные повреждения или нанесли большой материальный ущерб, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.»
Отметим, что полный текст «Временного порядка использования воздушного пространства Украины» размещен по следующей ссылке.
Единственное, что радует в этой ситуации — это то, что данный порядок является временным. ГАСУ продолжает разрабатывать Авиационные правила Украины, и есть надежда, что эти положения будут изменены.
Источник: Liga.net