Aллa Сoкoл, рукoвoдитeль кoмпaнии «Смaрт Трaфик», нaписaлa для блoгa Нeтoлoгии кoлoнку o причинax низкoй кoнвeрсии интeрнeт-мaгaзинoв.
Интeрнeт-мaгaзин для бизнeсa — этo плoщaдкa прoдaж. Глaвный пoкaзaтeль eгo эффeктивнoсти — кoличeствo oфoрмлeнныx зaкaзoв. Oнo нe всeгдa сooтвeтствуeт oжидaниям: дaжe при бoльшиx зaтрaтax нa рaзрaбoтку и рeклaму клиeнты мoгут «тeряться» — уxoдить нa тoм или инoм этaпe цeпoчки прoдaж.
Вoрoнкa прoдaж: этaпы сoвeршeния пoкупки в интeрнeт-мaгaзинe
Чтобы избежать потерь, важно быстро отслеживать «тонкие» моменты.
Часто проблемы связаны с функциональностью интернет-магазина: функции и возможности, которые предлагает сайт, неудобны пользователю, слишком ограничены или, напротив, слишком сложны. Расскажу, как решить самые частые проблемы, связанные с конверсией.
Программа обучения: «Интернет-магазин с нуля: товар, логистика, маркетинг»
Клиент не дошёл до сайта
Посещаемость сайта остаётся низкой, несмотря на продвижение и рекламу. В других случаях пользователи заходят на сайт и сразу же покидают его, не переходя на другие страницы.
Почему так происходит:
- семантическое ядро составлено неправильно. В него включены запросы, которые похожи на ваши, но всё-таки не соответствуют ассортименту интернет-магазина. Пример: запросы по автомобильной акустике в семантическом ядре интернет-магазина акустики для дома;
- контекстная реклама неэффективна;
- интернет-магазин ориентирован не на тот регион, в котором вы работаете.
Если посещаемости нет вовсе, нужно проводить SEO-аудит для сайта: искать ошибки в продвижении и оптимизации.
Что можно сделать
Возможно, проект был запущен совсем недавно, и результата нужно просто подождать. Другой вариант — высокая конкуренция в вашем сегменте. В этом случае нужен анализ конкурентов и эффективная отстройка от них: грамотная стратегия продвижения, которая поможет выделиться среди других интернет-магазинов.
Клиент пришёл и ушёл
Пользователь «пробежался» по страницам сайта и ушёл, не сделав попытки оформить заказ. Причина часто заключается в юзабилити — уровне удобства сайта.
В интернет-магазине пользователь должен видеть понятный ему каталог, сразу понимать, как пользоваться поиском или фильтрами. Отпугивать пользователя может некачественный контент, отсутствие информации о сроках доставки, точных ценах или плохой дизайн.
Что можно сделать
Потеря мобильной аудитории
Число подключений к сети с мобильных устройств выше, чем количество выходов в сеть с ноутбуков и компьютеров. «Мобильная» аудитория использует смартфоны и планшеты не только для общения: бронирования, заказы, покупки также совершаются с мобильных устройств. Это доля клиентов, которую нельзя терять, потому что со временем она будет только увеличиваться. По данным международного института GfK, в 2017 году этот рост составил 20% (до 51,5% среди взрослого населения).
Если адаптация сайта для мобильных устройств не выполнена, у клиента будут возникать проблемы с заполнением форм, всплывающие окна могут закрывать каталог, мешать просмотру страниц, вёрстка страниц будет отображаться некорректно (слишком большие фото, мелкий текст и прочее).
Разница между стандартной и мобильной версиями
Что можно сделать
Зайдите на сайт с планшета, смартфона проверьте как отображаются страницы и корректно ли работают функции. Чтобы интернет-магазин был удобным для мобильной аудитории, важны:
- доступная масштабируемость страниц;
- простой, не перегруженный кнопками, формами ввода данных, другими инструментами интерфейс;
- быстрая и «лёгкая» работа сайта: он должен загружаться быстро, не замедляя работу устройства даже при медленном соединении, работать без сбоев и ошибок.
В некоторых случаях мобильную версию стоит дополнять мобильным приложением, которое устанавливается на смартфон или планшет. Пользователю такое приложение позволит отслеживать заказ, общаться с продавцом, оформлять и оплачивать новые покупки, видеть актуальные спецпредложения, динамику накопительной скидки. Интернет-магазину приложение позволяет постоянно взаимодействовать с клиентом, отправлять ему уведомления, рекламную информацию и получать обратную связь.
Отображение обычной и мобильной версии сайта на экране смартфона
Клиенты не оформляют заказы
Пользователь заходит на сайт, просматривает и выбирает товары, добавляет их в «Корзину», но сам заказ не оформляет.
Проблема может быть в сложной форме заказа, необходимости оформлять регистрацию или совершать дополнительные действия. Другая причина: пользователь видит стоимость или сроки доставки, дополнительные комиссии или любые другие условия, которые могут его не устраивать на этапе оформления заказа.
Что можно сделать
Клиент ушёл, не заплатив
Пользователь готов к совершению покупки: он выбрал товар, добавил его в корзину, начал оформление заказа и покинул сайт на этапе оплаты. Возможно, среди предложенных вами способов оплаты нет того, который устраивает покупателя.
Другая история — магазин предлагает клиенту оплатить дополнительную комиссию при покупке товара. Это отталкивает и побуждает прекратить покупку, даже если комиссия всего 1–2% от суммы.
Варианты оплаты с указанием комиссий за перевод
Что можно сделать
Клиент уходит к конкурентам после контакта с сотрудниками
Интернет-магазин — это витрина вашего бизнеса. За ней должны стоять отлаженные процессы. Если на каком-то этапе работа бизнеса даёт сбой, уже готовый к покупке клиент может отправиться к конкурентам.
Менеджеры слишком долго отвечают на запросы через email или формы обратной связи. Ваши сотрудники не всегда принимают звонки или не могут по телефону дать нужную пользователю информацию. Нужного клиенту товара не оказывается на сайте, и вы не можете предложить ему альтернативу. Не дождавшись ответа, покупатель ищет другой магазин, или уходит после звонка.
Проблемы с фронт- или бек-офисом не только снижают продажи, но и вредят репутации.
Что можно сделать
Звонки и письма от клиентов будут давать продажи и увеличивать уровень лояльности, если ответственный за контакты с клиентами персонал обрабатывает обращения быстро, даёт нужную информацию, ориентируется в ассортименте и ценах, работает с негативом и возражениями, предлагает альтернативы.
Оцените, как работает ваш интернет-магазин в целом:
- предлагаете ли вы несколько способов доставки;
- есть ли возможность доставлять товар срочно;
- как хранится и перевозится товар (насколько бережно и аккуратно);
- всегда ли позиции из каталога есть в наличии на складе.
Читать ещё: «Как организовать доработки в интернет-магазине и не разориться»
Это основные распространённые проблемы с конверсией интернет-магазинов. Интернет-магазин не должен быть просто красивой «картинкой»: за ним должен стоять отлаженный, удобный для клиента сервис, которым хочется пользоваться.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.