30 aпрeля (кaк вoдится, в пятницу, пeрeд выxoдными) Eврoпeйскaя кoмиссия прeдъявилa Apple oфициaльныe oбвинeния в нaрушeнии aнтимoнoпoльнoгo зaкoнoдaтeльствa и oгрaничeнии кoнкурeнции в ee сoбствeннoм мaгaзинe прилoжeний App Store.
16 июня 2020 гoдa Eврoпeйскaя кoмиссия oткрылa двa aнтимoнoпoльныx рaсслeдoвaния в oтнoшeнии Apple: у eврoпeйскиx aнтимoнoпoльщикoв вoзникли вoпрoсы к рaбoтe магазина App Store и платежного сервиса Apple Pay. Расследование, касающееся App Store, стало ответом на жалобу Spotify из-за несправедливого размера комиссии и ограничений конкурирующих сервисов.
Решение по делу App Store не стало большой неожиданностью — еще в начале марта Reuters сообщало, что антимонопольные органы ЕС уже дописывают акт по жалобе Spotify и вскоре выдвинут Apple официальные обвинения, а Financial Times накануне сообщило, что объявления будут предъявлены до конца недели. И вот это произошло.
Financial Times: Евросоюз на этой неделе предъявит Apple обвинения в нарушении антимонопольного законодательства
Apple признали виновной по двум пунктам. В частности, Еврокомиссия пришла к выводу, что компания использовала незаконные методы, не позволяя разработчикам использовать другие системы покупок в приложениях, кроме собственной с обязательной комиссией в размере 30%, и информировать пользователей о других вариантах покупки вне приложений. По мнению Еврокомиссии, этими действиями Apple спровоцировала рост цен на подписки и нанесла финансовый ущерб обычным пользователям.
«Большинство провайдеров потокового вещания перекладывали эту плату на конечных пользователей, повысив цены».
говорится в сообщении Европейской комиссии.
Our preliminary conclusion: @Apple is in breach of EU competition law. @AppleMusic compete with other music streaming services. But @Apple charges high commission fees on rivals in the App store & forbids them to inform of alternative subscription options. Consumers losing out.
— Margrethe Vestager (@vestager) April 30, 2021
Это начальный, формальный этап антимонопольного разбирательства против Apple — теперь ей предоставляется возможность оспорить обвинения. Маловероятно, что Европейская комиссия в конечном итоге откажется от обвинения после апелляции Apple. За нарушение антимонопольного законодательства Еврокомиссия может накладывать штраф в размере до 10% годового оборота, что в случае Apple равно $27,5 млрд. Важно оговорить, что это допустимая верхняя граница и обычно регулятор ограничивается штрафами поменьше. Сейчас «рекорд» удерживает Google — в 2018 году поискового гиганта оштрафовали на €4,34 млрд из-за ограничений на предустановку приложений на Android-смартфонах (этот и еще два других штрафа сейчас оспариваются компанией).
Каким бы в итоге не оказался штраф, едва ли это станет большой проблемой для Apple, учитывая ее доходы. Но помимо штрафа в таких случаях Еврокомиссия обязывает устранить выявленные нарушения. То есть, Apple потребуется изменить нынешнюю модель работы App Store в ЕС, и это может оказаться куда более серьезным ударом, чем сам штраф.
Кроме того, с учетом того, как устроена судебная система Европы (можно подавать бесчисленные апелляции), скорее всего, нас ждет очередное многолетнее судебное разбирательство.
Конфликт Apple и Spotify по своей сути аналогичен противостоянию Apple и Epic, и сводится к политикам и 30-процентной комиссии App Store. Примечательно, что ЕС предъявил Apple официальные обвинения в нарушении антимонопольного законодательства накануне судебного заседания по делу Epic Games и Apple (3 мая).
Как на решение Еврокомиссии отреагировали в Apple и Spotify
В Spotify ожидаемо поприветствовали решение Еврокомиссии, назвав его «важным шагом к тому, чтобы привлечь Apple к ответственности за ее антиконкурентное поведение».
В Apple в свою очередь заявили, что не согласны с решением регулятора.
«Spotify стал крупнейшим в мире музыкальным сервисом, и мы гордимся той ролью, которую сыграли в ее развитии. Spotify не платит Apple комиссию более чем 99% своих подписчиков, а платит только 15% комиссии оставшимся подписчикам, которых они получили через App Store.
В основе этого дела лежит требование Spotify о том, что они должны иметь возможность рекламировать альтернативные предложения в своем приложении для iOS — такую практику не допускает ни один магазин в мире. Spotify хочет пользоваться всеми преимуществами App Store, но не думает, что им нужно что-то за это платить. Позиция Комиссии на основании жалобы Spotify противоречит принципам честной конкуренции».
Apple