Кaк и oжидaлoсь, в рaмкax прoxoдящeгo нa этoй нeдeли Всeмирнoгo экoнoмичeскoгo фoрумa в Дaвoсe Министeрствo инфрaструктуры Укрaины (МИУ) зaключилo мeмoрaндум o взaимoпoнимaнии с Deutsche Bahn — крупнeйшим жeлeзнoдoрoжным oпeрaтoрoм Гeрмaнии. Oн цeликoм и пoлнoстью пoсвящeн сoтрудничeству, a тoчнee сoдeйствию, в рaзвитии «Укрзaлізниці» (УЗ). Тo eсть, дa, Deutsche Bahn (DB) вoзьмeтся зa рeструктуризaцию гoсудaрствeннoгo oпeрaтoрa жeлeзнoдoрoжныx трaнспoртныx пeрeвoзoк.
Для нaчaлa стoит вспoмнить, чтo в сeнтябрe 2019 гoдa прeзидeнт Влaдимир Зeлeнский поручил Кабмину и МИУ разработать план реструктуризации УЗ c разделением государственной компании на трех операторов: инфраструктурного, грузового и пассажирского. Процесс должен завершиться до конца 2021 года, но уже под присмотром нового руководства. Нынешний глава правления Евгений Кравцов уже написал заявление об отставке, которую в ближайшее время рассмотрит набсовет УЗ.
«Этот альянс — логичное продолжение Плана реструктуризации УЗ, который анонсировал Владимир Зеленский осенью 2019 года», — заявил премьер-министр Алексей Гончарук, комментируя подписание документа.
О чем конкретно речь в Меморандуме?
Соглашение получилось максимально кратким и размытым. В документе три основных пункта:
Накануне в сеть попала черновая версия проекта меморандума, где говорилось, что Deutsche Bahn через свою дочернюю фирму DB Engineering and Consulting будет развивать грузовые и пассажирские перевозки (кроме военных), управлять инфраструктурой и курировать операционную деятельность УЗ. Также на первом этапе сотрудничества Deutsche Bahn предложить набсовету и Кабмину кандидата на должность главы правления УЗ и направить в Украину минимум 15 управляющих менеджеров для курирования различных направлений деятельности УЗ.
И хотя в финальной версии документа ничего такого нет, сегодня утром Алексей Гончарук сделал сенсационное заявление о передаче УЗ в управление немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn на 10 лет. При этом вчера он особо подчеркнул, что Украина полностью сохранит контроль над предприятием, а немецкие специалисты займутся реформированием управленческих механизмов предприятия. Увы, что конкретно подразумевается под этим, не уточняется.
«Да, мы хотим передать немцам в управление на 10 лет железную дорогу. Мы связываем с этим очень важным решением не только судьбу этой инфраструктурной единицы. Это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям и новым стандартам», — заявил Гончарук.
Он добавил, что детали и условия еще согласовываются, но политическое решение уже принято.
Последний шанс
Прямо сейчас идет реформа УЗ — предприятие готовят к IPO, а парламент готовит соответствущий законопроект, допускающий приход частных инвесторов. Это откроет рынок грузовых ж/д перевозок для международных операторов, в том числе и для DB Cargo. Для УЗ сотрудничество с Deutsche Bahn — это своего рода спасательный круг и последний шанс.
«Предприятие находится в критическом техническом и финансовом состоянии, износ инфраструктуры запредельный. На протяжении последних 8 лет падают объемы перевозки грузов и пассажиров, компания не имеет средств для модернизации и обновления основных средств, ее разъедает коррупция».
Валерий Ткачев, глава совета «Центра развития логистики.
Для УЗ это сотрудничество обеспечит доступ к дешевому европейскому финансовому ресурсу, интеграция в европейскую транспортную систему и привлечения прямых инвестиций.
Немецкие гарантии позволят легче привлекать прямые дотации из госбюджета Украины на модернизацию ж/д инфраструктуры. Реформа железной дороги в Германии во многом завязана на многомиллиардных правительственных дотациях. Например, в ближайшие 10 лет из федерального бюджета Германии на модернизации железных дорог будет выделено 62 млрд евро. Еще 24 млрд евро выделит непосредственно Deutsche Bahn.
В то же время за 28 лет независимости Украины правительство практически не инвестировало в развитие железнодорожного транспорта.
Также Ткачев заявляет, что сотрудничество между Deutsche Bahn и УЗ будет обоюдовыгодным.
В чем же выгода для Deutsche Bahn?
Самое очевидное — инфраструктура. УЗ принадлежит одна из крупнейших в Европе ж/д сетей, протяженностью 19 700 км, по которой перевозится ежегодно около 300 млн тонн грузов и 150 млн пассажиров. Для Deutsche Bahn это очень привлекательный и перспективный актив — возможность обеспечить дальнейшее устойчивое развитие бизнеса. Кроме того, в процессе модернизации украинской ж/д заказы получат производственные структуры в составе Deutsche Bahn.
Риски
После либерализации и открытия украинского рынка грузовой оператор DB Cargo может получить большое преимущество перед конкурентами, в том числе перед создавшимся грузовым оператором УЗ). Такого мнения придерживается профессор Украинского университета ж/д транспорта Андрей Прохорченко. Он также приводит в пример Польшу, когда проводила реформу ж/д рынка по немецкой модели, но выбрала другой путь, не предполагающий поглощение своего оператора и передачу контроля в руки немецкого топ-менеджмента. Благодаря этому PKP Cargo успешно конкурирует с DB Cargo и опережает его по объемам перевозки в Польше.
Что же, будет интересно посмотреть, чем в итоге для «Укрзалізниці» и Украины обернется этот альянс — дождутся ли украинцы сервиса европейского уровня по приемлемым ценам?
Обновлено: В Deutsche Bahn, комментируя заявление Гончарука, отметили, что договорились консультировать УЗ, а не управлять предприятием. Соответствующий ответ на запрос издания DW дала пресс-служба Deutsche Bahn.
«DB Engineering & Consulting — консалтинговая компания в составе Deutsche Bahn, которая работает над проектами в сферах инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет консультировать и поддерживать «Укрзалізницю» в предпринимательских и технических вопросах», — говорится в сообщении немецкой компании.
Именно об этом, по информации немецкой стороны, говорится в «предварительном соглашении», подписанного 22 января в Давосе.
С другой стороны, как сообщили в Кабмине, в начале февраля в Киеве будет заключено Соглашение о стратегическом партнерстве между УЗ и DB. Не исключено, что в Давосе стороны договорились еще о чем-то, чего нет в Меморандуме. Кроме того, если немцы будут выбирать и утверждать менеджмент, выстраивать структуру компании, можно сказать, что это и есть управление де-факто. Как бы там ни было, пока лучше не делать поспешных выводов и подождать подписания соглашения.
Источник: МИУ и Liga.net
- Deutsche Bahn AG — один из крупнейших ж/д операторов Европы. Ежегодно перевозит около 4,6-4,8 млрд пассажиров и 270-290 млн тонн грузов. В структуру холдинга входит более 300 различных подразделений и отдельных предприятий.
- «Укрзалізниця» — государственное предприятие-монополист в сфере железнодорожных перевозок. Обеспечивает 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. По объемам грузовых перевозок УЗ занимает четвертое место на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии.
- По итогам 2018 года основные финпоказатели Deutsche Bahn: выручка — 44 млрд евро, показатель EBITDA (операционная прибыль без учета процентов на кредиты, налогов, износа и амортизации) — 4,7 млрд евро, прибыль — 542 млн евро. Для сравнения, аналогичные показатели УЗ за тот же период составляют соответственно 83,4 млрд грн, 16 млрд грн и 203,9 млн грн.