Кaк извeстнo, сeгoдня Eврoкoмиссия oштрaфoвaлa Google нa рeкoрдныe 4,3 млрд eврo зa прeдустaнoвку стaндaртнoгo пaкeтa сoбствeннoгo ПO нa смaртфoны c OС Android и прoчиe «злоупотребления» доминированием на рынке мобильных операционных систем. Реакция поискового гиганта не заставила себя долго ждать, хотя понятно, что Google уведомили заблаговременно и время подготовить заявление у компании было. Но суть в другом – компания ясно дала понять, что существует высокая вероятность превращения Android в платную ОС.
В достаточно объемном посте с множеством изображений главный исполнительный директор Google Сундар Пичаи приводит множество аргументов в защиту компании. Он отмечает, что рядовой пользователь Android «самостоятельно устанавливает около 50 приложений» и может без особого труда удалять предустановленные приложения. Но куда больше интереса вызывает своего рода предостережение гендиректора Google о том, что препятствование ЕС в этом вопросе (установки своих же приложений на телефоны под управлением своей же ОС) нарушит экосистему Android.
«Если производители смартфонов и мобильные операторы не смогут устанавливать наши приложения на широкий модельный ряд своих устройств, это нарушит баланс экосистемы Android», – объясняет Пичай, скромно умалчивая о том, что решение ЕС вовсе не запрещает им ставить Google Search, Maps и прочие, а просто дает свободу выбора.
Далее Пичай плавно подводит к тому, что нынешня бесплатная модель распространения Android основана именно на этой схеме.
«Пока что бизнес-модель Android не предполагала жестко контролируемой модели распространения и не требовала от нас взимать с производителей плату за использование наших технологий», – рассказывает Пичай. «Но мы обеспокоены, что сегодняшнее решение, принятое в пользу проприетарных ОС и являющееся тревожным сигналом для открытых платформ, нарушит достигнутый нами хрупкий баланс Android».
По сути, рассуждения главы Google о хрупком балансе бизнес-модели Android не что иное, как предупреждение для потребителей, производителей и Европейской комиссии. С одной стороны, предписание ЕС развязывает руки производителям и операторам и потенциально может негативно повлиять на доход Google от мобильной рекламы, который составляет более 50% общей выручки компании от рекламы. С другой, с учетом доминирования Google в поиске и на рынке браузеров, а также общей популярности сервисов компании, платная модель распространения Android и необходимость ее лицензирования сторонними производителями больше похоже на хороший блеф, чем на реальную угрозу. Но и полностью исключать такую возможность тоже не стоит.
Источник: The Verge и Google